среда, 13 июля 2011 г.

Про українську мову

[0:42:14] Rufus Scrimgeour: "Лит. У.я. прошел два осн. этапа развития: ст.-укр. яз. (14 – сер. 18 вв.) и совр. лит. У.я. (с кон. 18 в.). Ст.-укр. яз. представлен юридич. актами и др. деловыми документами, полемич. лит-рой, науч. прозой, худож. произведениями разных жанров.
Лит. нормы ст.-укр. яз. нашли свое отражение также в грамматике и словаре Л. Зизания (1596), в «Лексиконе славеноросском» П. Берынды (1627*). Совр.лит. у.я. утвердился на Украине с появлением произведений И. Котляревского и др. писателей кон. 18 – нач. 19 вв. В истории совр. лит. У.я. выдающуюся роль сыграло творчество Т.Г. Шевченко, заложившего основы общенац. лит. языка, базирующегося на нар.-разг. основе. Общенац. лит. У.я. сформировался на основе говоров Поднепровья, под влиянием ст.-укр. лит. языка и близкородств. рус. лит. языка. Во 2-й пол. 19 в. благодаря деятельности П. Мирного, И. Нечуя-Левицкого, И. Франко, М. Коцюбинского, Л. Украинки, Л. Глибова, П. Грабовского и др. происходит консолидация всех укр. диалектов и региональных вариантов в единый укр. общенац. лит. язык.
Существ. изменения происходят в лит. У.я. после Окт. революции 1917. Активное функционирование У.я. в обществ. и культурной жизни широких масс населения Украины обеспечило быстрое развитие публицистич., науч. и офиц.-делового стилей. Преодоление разнобоя в языковых нормах, в терминологии ряда наук было осуществлено к нач. 50-х гг. С этого времени начинается новый этап в развитии норм лит. У.я. Происходит процесс дифференциации нормативных вариантов художеств. стиля и разговорно-бытовой речи, дальнейшее стилистич. перераспределение норм применительно ко всем функциональным стилям. Появление новых нормативных вариантов уже не расшатывает стабильности лит. У.я., поскольку они осознаются как функционально специализированные варианты. К нач. 80-х гг. все эти изменения были закреплены в «Словаре украинского языка» (т.1–11, 1970–1980; Гос. Пр. СССР, 1983).
У.я. унаследовал др.-рус. письменность (см. Кириллица). Совр. укр. алфавит создан на основе рус. гражд. шрифта. Древнейшие памятники: юридич. акты 14-15 вв., Пересопницкое евангелие (1556–61); «Ключ царствия небесного» М. Смотрицкого (1587), «Извещение краткое о латинских прелестих» И. Вишенского (1588); «Зерцало богословии» К. Ставровецкого (1618) и др."

Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1990. – С. 534.

Комментариев нет:

Отправить комментарий